О качества предоставления жилищных услуг

 

 Статьей 7 Закона Украины "Про житлово-комунальні послуги" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг. К ним относится установление цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законом; утверждении норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением; определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства; управления объектами в сфере жилищно-коммунальных услуг, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества, осуществление контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг и т.п.

Порядок формирования и утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги определен статьей 31 указанного Закона.

Исполнители / производители осуществляют расчеты экономически обоснованных расходов на производство жилищно-коммунальных услуг и представляют их на утверждение органам местного самоуправления в установленном законодательством порядке, которые обязаны проверить правильность расчетов и утвердить цены / тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере экономически обоснованных расходов на их производство.

Порядок формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги определено постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.2006 N 955 "Про затвердження Порядку формування тарифів на виробництво, транспортування, постачання теплової енергії та послуги з централізованого опалення і постачання гарячої води" и постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07 .2006 N 959 "Про затвердження Порядку формування тарифів на послуги з централізованого водопостачання та водовідведення".

Согласно этих порядков формирования тарифов предприятиями осуществляется на основании экономически обоснованных затрат, определенных в соответствии с государственных нормативов (норм) расходов ресурсов, технико-экономических расчетов и смет, ставок налогов и сборов и цен в планируемом периоде, определенных на основании прогнозных индексов цен производителей промышленной продукции.

В случае изменения ставок налогов и сборов (обязательных платежей), размера минимальной заработной платы, ставок арендной платы, других обязательных платежей и сборов, цен и тарифов на топливно-энергетические и материальные ресурсы тарифы пересматриваются в установленном законодательством порядке.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 19 Закона предусмотрено, что отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах, в пп. 1 п. 3 ст. 20 указано, что потребитель обязан заключить договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора.

Согласно вышеупомянутому взаимоотношения между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг регулируются договорами, заключенными согласно Типовим договором про надання послуг з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 N 560, и Типовим договором про надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 N 630.

Согласно п. 2 ч. 1 Типового договору про надання послуг з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 N 560, неотъемлемой частью договора является копия решения органа местного самоуправления об утверждении тарифов на услуги , который прилагается к договору.

Потребитель имеет право получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством и условиями договора на оказание жилищно-коммунальных услуг; получать в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.д. Кроме того, он имеет право на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством.

Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства (ст. 16 вышеуказанного Закона).

При этом в случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и т.д.

Представитель исполнителя должен явиться по вызову потребителя не позднее срока, определенного договором. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее двух потребители.

Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.

Споры по удовлетворению претензий потребителей решаются путем удовлетворения предъявленной претензии или в суде.

Что касается погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги стоит отметить, что списание долгов за жилищно-коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрено.

Вместе с этим сообщаем, что для решения проблемы погашения задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги Верховной Радой Украины принят Закон Украины "Про реструктуризацію заборгованості за надані послуги з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій і комунальні послуги, що утворилася станом на 1 грудня 2006 року", который вступил в силу с 10 января 2007 года.

Согласно ст. 1 указанного Закона задолженность реструктуризируется в порядке, определенном Законом Украины от 20.02.2003 N 554-IV "Про реструктуризацію заборгованості з квартирної плати, плати за житлово-комунальні послуги, спожиті газ та електроенергію", и проводится на срок до 60 месяцев - в зависимости от суммы задолженности и уровня совокупного дохода семьи на дату реструктуризации.

На период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма текущих платежей и платежей по погашению реструктуризированной задолженности не должна превышать 25 процентов доходов, которые определяют во время начисления субсидий для работающих граждан, и 20 процентов - для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи .

В случае если доход гражданина, заключившего договор о реструктуризации задолженности, не хватает для погашения долга, срок действия договора продлевается по письменному заявлению гражданина до полного ее погашения.

Согласно статье 13 Закона Украины "Про житлово-комунальні послуги" в зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на:

1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей воды, водоотвода, газо-и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.д.);

2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т.д.).

Таким образом, услуги по вывозу бытовых отходов относятся как к коммунальным, так и услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Правилами надання послуг з вивезення побутових відходів, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 N 1070, определено, что объем предоставления услуг рассчитывается на основании норм, утвержденных органом местного самоуправления. В случае если нормы не утвержден органом местного самоуправления, применяют минимальные нормы, предусмотренные приложением 2 к настоящим Правилам.

Стоимость услуги по вывозу бытовых отходов на одного жителя рассчитывается исходя из нормы образования бытовых отходов, утвержденной органом местного самоуправления, или минимальных норм.

Согласно ст. 66 Жилищного кодекса Украинской ССР установлено, что плата за пользование жильем исчисляется исходя из общей площади квартиры.

Порядок предоставления коммунальных услуг, права и ответственность потребителей и исполнителей этих услуг определяются Правилами надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення та типовим договором про надання послуг з централізованого опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 N 630. В соответствии с Правилами отапливаемая площадь (объем) квартиры (дома усадебного типа) - это общая площадь (объем) квартиры, а также (дома усадебного типа) без учета площади лоджий, балконов, террас. При формировании тарифа на услуги должна обеспечиваться прозрачность всех его составляющих с определением стоимости каждой из них из расчета на 1 кв. метр общей площади квартиры.

Также сообщаем, что согласно ст. 360 Гражданского кодекса Украины определено, что совладелец соответствии со своей долей в праве общей долевой собственности обязан участвовать в расходах на управление, содержание и сохранение общего имущества, в уплате налогов, сборов (обязательных платежей), а также нести ответственность перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим имуществом.

Согласно Закону Украины "Про приватизацію державного житлового фонду" и Правил користування приміщеннями житлових будинків і прибудинковими територіями, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 08.10.92 N 572, собственники приватизированного жилья в многоквартирных домах являются совладельцами всех вспомогательных помещений дома и его технического оборудования и должны оплачивать свою долю расходов в общих расходах на содержание дома (жилья) и придомовой территории.

Содержание жилья - это комплекс работ, направленных на создание необходимых условий для проживания людей и обеспечения сохранности жилых зданий и технического оборудования.

Таким образом, жители платят не за пользование лифтом, а за содержание и обслуживание одного из элементов общего имущества многоквартирного дома. Такая же схема установлена в отношении всех строительных и инженерных конструкций, систем здания (система дымоудаления и пожаротушения, мусоропровод, лестничные клетки, кровля и т.д.).

То есть лифт - это часть дома, такая же, как лестничные клетки, мусоропровод, чердак, подвал, жители платят за то, что лифт работает. Таким образом, жители несут расходы в общих расходах, связанных с содержанием дома и придомовой территории в соответствии со своей долей в имуществе дома.

Напоследок сообщаем, что Ваше обращение взято Госжилкоммунинспекции к сведению и будут учтены при систематизации проблематики жилищно-коммунального хозяйства на общегосударственном уровне с целью повышения качества обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Лист від 29.05.2009 р. N 12/20-8-819

Міністерство з питань житлово-комунального господарства України

По матеріалах «НОРМАТИВ PRO»

 

Оригінальний текст: Щодо якості надання житлових послуг

 



 

 

 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали