О порядке вычисления жилищно-коммунальных услуг и нормативно правовых актов в части определения термина "общая площадь квартиры"

 

 Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 Закона Украины "Про місцеві державні адміністрації" местная государственная администрация обеспечивает организацию обслуживания населения предприятиями, учреждениями и организациями жилищно-коммунального хозяйства независимо от форм собственности.

Согласно ст. 7 Закона Украины "Про житлово-комунальні послуги" к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

- Установление цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законом;

- Утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением;

- Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества;

- Осуществление контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 статьи 31 вышеупомянутого закона, органы местного самоуправления утверждают цены / тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере экономически обоснованных затрат на их производство.

Согласно пп. 1 п. "а" ч. 1 ст. 30 Закона Украины "Про місцеве самоврядування" полномочия по управлению объектами жилищно-коммунального хозяйства и контроля за их эксплуатацией возложена на органы местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления отвечают за постоянное функционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства и имеют возможность при формировании тарифов учитывать местные особенности производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Повышение тарифов на энергоносители для промышленных потребителей, рост цен на материально-технические ресурсы, изменение уровня минимальной заработной платы, изменения объемов предоставления услуг и другие факторы приводят к объективной необходимости пересмотра уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В случае изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг исполнитель / производитель должен сообщить об этом потребителей с определением причин изменения стоимости и предоставлением соответствующих обоснований со ссылкой на согласование соответствующих органов (п. 5 ч. 1 ст. 32 Закона Украины "Про житлово-комунальні послуги" .

В соответствии со статьями 19 и 20 Закона Украины "Про житлово-комунальні послуги" взаимоотношения между исполнителем услуг и потребителем регулируются исключительно на договорных началах. Потребитель обязан заключить договор на оказание жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора. Договором регулируются права и обязанности потребителя и исполнителя услуг.

Согласно ст. 382 Цивільного кодексу України владельцам квартиры в многоквартирном жилом доме принадлежат на праве общей совместной собственности помещения общего пользования, опорные конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и другое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, а также сооружения, здания, предназначенные для обеспечения потребностей всех владельцев квартир, а также владельцев нежилых помещений, расположенных в жилом доме.

Согласно п. 13 Порядку формування тарифів на послуги з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 N 560 (далее - Порядок), расходы на техническое обслуживание внутридомовых систем тепло-, водоснабжения, водоотведения (от наружной стены дома до внутренней стены квартиры) и ливневой канализации определяются в соответствии с заключенными договорами между владельцем (балансодержателем) дома или его уполномоченным лицом и организацией, осуществляющей эксплуатацию внутридомовых систем. Эти расходы включаются также расходы на ликвидацию аварий на внутриквартирных сетях (от внешней стены квартиры до санитарно-технического оборудования).

Согласно п. 2 ч. 1 приведенного Порядка размер тарифов (нормативных затрат, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий) определяется по каждому дому отдельно в зависимости от количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния зданий и сооружений и придомовых территорий согласно типовому перечню услуг, т.е. исходя из обоснованных затрат на производство этих услуг. При формировании тарифа на услуги должна обеспечиваться прозрачность всех его составляющих с определением стоимости каждой из них из расчета на 1 кв. метр общей площади квартиры (п. 3 ч. 1 Порядка).

Согласно п. 5 ч. 2 Порядка калькуляционной единицей расчета нормативных затрат, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий, есть 1 кв. метр общей площади квартир дома.

Таким образом, участие потребителя услуги в содержании дома, здания и придомовой территории зависит от доли занимаемого им жилья.

Понятие "пользование жильем (квартирная плата)" отождествляется с понятием "услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий".

Как указано в п. 3 ч. 1 Типового договору про надання послуг з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 N 560 (далее - Типовой договор), исполнитель предоставляет услуги в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления решения о структуре тарифов, периодичность и сроки выполнения работ, копия которого прилагается к договору.

Согласно п. 11 ч. 3 Типового договора потребитель, в частности, имеет право на получение своевременно и соответствующего качества услуг в соответствии с законодательством, устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные законодательством сроки, уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном законодательством и т.п., а согласно п. 12 ч. 3 Типового договора, потребитель, в частности, обязан проводить за собственные средства ремонт квартиры, придерживаться требований жилищного и градостроительного законодательства относительно осуществления ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг и т.п.

Согласно п. 8 Правил надання послуг з центрального опалення, постачання холодної та гарячої води і водовідведення, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 N 630, отношения между производителем коммунальных услуг и их потребителями осуществляются исключительно на договорных началах.

Жители домов, как потребители, имеют законные основания требовать от производителя / исполнителя коммунальных услуг заключения соответствующих договоров, если договоры не заключены.

Следует отметить, что тарифы на услуги и их общая стоимость определяются в п. 5 - 6 раздела "Тарифи на послуги та їх загальна вартість" Типового договора и размер ежемесячной платы за предоставленные услуги согласно нормативам (нормам) потребления на момент заключения договора рассчитываются по централизованному снабжению холодной, горячей воды и водоотведения в грн. / куб. метр, централизованное отопление грн. / кв. метр (куб. метр). При наличии средств учета воды и тепловой энергии плата взымается по их показаниям.

В п. 23 раздела "Порядок розв'язання спорів" Типового договора указано, что в случае нарушения исполнителем условий договора потребитель вызывает представителей исполнителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды нарушений количественных и качественных показателей услуг и т.п.

Согласно пп. 2 п. 19 раздела "Права та обов'язки сторін" Типового договора исполнитель обязан предоставлять потребителю в установленном законодательством порядке информацию о перечне услуг, их стоимости, общей сумме месячного платежа, структуре тарифов, нормативов (норм) потребления, режима предоставления услуг , их потребительские свойства, а в пп. 10 п. 19 этого раздела указано, что исполнитель обязан рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителя и проводить соответствующий перерасчет размера платы за услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения количественных и качественных показателей.

Лист від 29.05.2009 р. N 12/20-8-819

Міністерство з питань житлово-комунального господарства України

По матеріалах «НОРМАТИВ PRO»

 

Оригінальний текст: Щодо порядку обчислення житлово-комунальних послуг та нормативно-правових актів у частині визначення терміну "загальна площа квартири"

 



 

 

 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали