ВЕРХОВНАЯ РАДА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

О предложениях к проекту Закона Украины "О национальном культурном наследии"

В соответствии с пунктом 1 части второй статьи 26 Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым решила:

1. Одобрить предложения к проекту Закона Украины "О национальном культурном наследии" (прилагаются).

2. Направить вышеуказанные предложения в Министерство культуры Украины для рассмотрения и учета при доработке проекта Закона Украины "О национальном культурном наследии".

3. Настоящее Решение вводится в действие с момента принятия.

 

Председатель
Верховной Рады
Автономной Республики Крым

В. КОНСТАНТИНОВ

г. Симферополь,
20 июня 2012 г.
N 856-6/12

 


 

Приложение
к Решению Верховной Рады Автономной Республики Крым
20.06.2012 N 856-6/12


ПРЕДЛОЖЕНИЯ
к проекту Закона Украины "О национальном культурном наследии"

1. Принимая во внимание основные направления и цели проекта, предлагаем его название изложить в следующей редакции:

"Об охране национального культурного наследия".

2. В абзаце третьем преамбулы слова "органов государственной власти и органов местного самоуправления" заменить словами "органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления".

3. В статье 1 определение термина "открытый лист" изложить в следующей редакции - "открытый лист - удостоверение установленного образца, определяющее профессиональный уровень исследователя и его готовность к осуществлению определенных видов работ".

4. В статье 2:

в части первой:

в определении "культурные ценности" слова "которые представляют археологическую, эстетичную, этнологическую, историческую, архитектурную, художественную, научную или культурную ценности" предлагаем заменить словами "которые имеют археологическое, эстетическое, этнологическое, историческое, архитектурное, искусствоведческое, научное значение";

в качестве отдельной группы следует выделить группу движимых объектов, которые не могут перемещаться, поскольку утратят полноту своей ценности;

в части второй:

в пункте 1 определение "комплексы (ансамбли)" предлагаем изложить в следующей редакции:

"комплексы (ансамбли) - топографически определенные совокупности отдельных или объединенных между собой объектов культурного наследия с прилегающими к ним культурными ландшафтами, территориями культурно-исторического, этнографического значения";

в пункте 2 предлагаем вид "исторические" разделить на три вида: исторические, историко-культурные и мемориальные (при определении мемориального вида следует указать степень значимости таких объектов, исходя из хронологических рамок, степени аутентичности, сохранности и т. п.);

в пункте 2 части третьей:

предусмотрено, что к видам культурных ценностей относятся "восковые валики для фонографов, пластинки для граммофонов, патефонов, электрофонов (моно, стерео или квадро), магнитные ленты и диски", считаем целесообразным в данном случае уточнить, какие именно диски могут относиться к культурным ценностям;

предлагаем дополнить данный пункт, указав такие культурные ценности, как старинные и редкие марки, оружие, музыкальные инструменты, монеты.

Кроме того, статья 2 не содержит классификации объектов культурного наследия по уровню ценности, что необходимо для разграничения памятников мирового значения, находящихся на территории Украины, и памятников национального и местного значения.

5. Статью 3 следует дополнить нормой, предусматривающей принцип, позволяющий обеспечивать выявление новых объектов культурного наследия с последующей их постановкой на государственный учет.

6. Статью 4 предлагаем дополнить нормой, предусматривающей принудительную регистрацию объектов культурного наследия, в случае если их собственники не осуществили регистрацию в добровольном порядке в установленный срок.

7. Статья 5 предусматривает изменение системы органов охраны культурного наследия и фактическое упразднение органов охраны культурного наследия Автономной Республики Крым и органов охраны культурного наследия районных государственных администраций.

Предлагаемая законопроектом система органов управления отличается излишней централизацией, что нарушает отдельные конституционные принципы, нормы законов Украины "Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым" и "О Совете министров Автономной Республики Крым" (Закон N 3530-VI), а также не является оправданной с точки зрения эффективности управления.

Согласно пункту 8 части первой статьи 138 Конституции Украины охрана и использование памятников истории отнесена к ведению Автономной Республики Крым.

В соответствии с пунктом 17 части первой статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым к ведению Автономной Республики Крым относится решение вопросов охраны и использования памятников истории и культуры с учетом особенностей Автономной Республики Крым.

Согласно статье 14 Закона Украины "О Совете министров Автономной Республики Крым" (Закон N 3530-VI) Совет министров Автономной Республики Крым осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению Автономной Республики Крым, в том числе по вопросам охраны памятников истории и культуры.

Статьей 27 Закона Украины "О Совете министров Автономной Республики Крым" (Закон N 3530-VI) определены полномочия Совета министров Автономной Республики Крым в сфере охраны памятников истории и культуры, а именно: обеспечение сохранения памятников истории и культуры; осуществление мер по обеспечению охраны памятников истории и культуры; сохранение и использование культурного наследия; обеспечение надлежащей защиты и содержания объектов археологического наследия на территории Автономной Республики Крым; проведение мониторинга состояния сохранности археологических памятников; определение границ территорий памятников местного значения и утверждение зоны их охраны.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных исполнительных функций и полномочий по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению Автономной Республики Крым, должен осуществлять соответствующий орган исполнительной власти Автономной Республики Крым. В настоящее время указанные функции выполняет Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране культурного наследия, который входит в систему органов исполнительной власти Автономной Республики Крым.

Следует отметить, что согласно части второй статьи 3 Конституции Автономной Республики Крым одной из основных гарантий Автономной Республики Крым является учет особенностей Автономной Республики Крым, предусмотренных Конституцией Украины, органами государственной власти Украины при принятии решений, касающихся Автономной Республики Крым.

На основании изложенного считаем необходимым сохранить существующую модель управления в сфере охраны культурного наследия, а при определении объема полномочий органа исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия предлагаем исходить из перечня, установленного Законом Украины "Об охране культурного наследия", с учетом предложений к данному Закону, одобренных Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 23 мая 2012 года N 809-6/12 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся охраны культурного и археологического наследия" (Постанова N 809-6/12).

Кроме того, предлагаем часть первую статьи 5 изложить в следующей редакции:

"1. Государственное управление в сфере охраны культурного наследия возлагается на Кабинет Министров Украины и специально уполномоченные органы в сфере охраны культурного наследия.

К специально уполномоченным органам охраны культурного наследия (далее - органы охраны культурного наследия) относятся:

центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия;

территориальные органы центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия в областях, городах Киеве и Севастополе, а на территории Автономной Республики Крым - орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны культурного наследия;

органы охраны культурного наследия местного самоуправления.

Указанные органы составляют единую систему органов охраны культурного наследия Украины".

8. С учетом предложенной редакции части первой статьи 5 предлагаем в статье 8:

название изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Территориальные органы охраны культурного наследия, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны культурного наследия, органы охраны культурного наследия местного самоуправления.";

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Территориальные органы охраны культурного наследия создаются Кабинетом Министров Украины в областях, городах Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах областного значения и выполняют функции центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия в определенных им пределах, а также осуществляют государственный контроль и надзор в сфере охраны культурного наследия.

Положение о территориальных органах охраны культурного наследия утверждает центральный орган исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия создается, реорганизуется и ликвидируется Верховной Радой Автономной Республики Крым по предложению Председателя Совета министров Автономной Республики Крым.

Орган исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия действует в пределах полномочий, определенных действующим законодательством, и осуществляет контроль и надзор в сфере охраны культурного наследия на территории Автономной Республики Крым.

Положение об органе исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны культурного наследия утверждается Советом министров Автономной Республики Крым".

9. Часть вторую статьи 10 изложить в следующей редакции:

"2. Территориальные органы охраны культурного наследия областей, городов Киева и Севастополя, других населенных пунктов для согласованного решения вопросов по охране культурного наследия могут создавать из ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов-практиков консультативные советы, действующие на основании типового положения, которое утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Состав консультативного совета утверждается руководителем соответствующего территориального органа охраны культурного наследия. Расходы на работу этих советов осуществляются органами охраны культурного наследия.

На территории Автономной Республики Крым из ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов-практиков создается научно-методический совет, положение и состав которого утверждается органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны культурного наследия.".

10. В части пятой статьи 18 слова "территориальным органам охраны культурного наследия" заменить словами "территориальным органам охраны культурного наследия, органу исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны культурного наследия".

11. В абзаце втором части второй статьи 26 слова "уполномоченными им территориальными органами охраны культурного наследия" заменить словами "уполномоченными им территориальными органами охраны культурного наследия, а на территории Автономной Республики Крым - органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны культурного наследия".

12. В части третьей статьи 45 слова "Территориальный орган охраны культурного наследия" заменить словами "Территориальный орган охраны культурного наследия, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны культурного наследия".

13. Часть четвертую статьи 61 предлагаем дополнить абзацем следующего содержания:

"культурные ценности, занесенные в Репрезентативный список нематериального культурного наследия Украины".

14. Статью 63 предлагаем дополнить частями третьей, четвертой следующего содержания:

"3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется на условиях таможенного режима реимпорта, предусмотренного действующим законодательством Украины.

4. В случае временного вывоза культурных ценностей авторами с целью их продажи за пределами таможенной территории Украины режим временного вывоза может быть изменен при условии выполнения всех надлежащих процедур относительно заявленного режима, соблюдения требований законодательства о таможенном деле, уплаты налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством Украины".

15. В статье 64:

по всему тексту слова "вывоза (временного вывоза)" во всех падежах заменить словами "временного вывоза" в соответствующих падежах;

часть первую дополнить абзацем следующего содержания:

"Культурные ценности, указанные в пункте 4 статьи 61 настоящего Закона, могут быть временно вывезены за пределы таможенной территории Украины при наличии согласия центрального органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия";

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Условия соглашения относительно временного вывоза культурных ценностей не могут быть изменены после выдачи свидетельства на право временного вывоза движимых объектов культурного наследия (кроме авторских произведений, которые вывозятся авторами с целью их продажи за пределами Украины)";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"5. Взаимодействие с таможенными учреждениями во время таможенного контроля культурных ценностей, которые перемещаются через таможенную границу Украины, осуществляют структурные подразделения соответствующих органов охраны культурного наследия".

16. В статье 65 по всему тексту слова "вывоза (временного вывоза)" во всех падежах заменить словами "временного вывоза" в соответствующих падежах.

17. Международное сотрудничество в сфере охраны культурного наследия предусматривает создание на территории Украины и за ее пределами международных научно-изыскательских экспедиций, международных археологических миссий (институтов, школ). В связи с этим предлагаем раздел X дополнить статьями 96, 97 следующего содержания:

"Статья 96. Международная экспедиция

Международная экспедиция - научно-исследовательская структура, созданная на основании договоров о научном сотрудничестве между научными, музейными, образовательными учреждениями и заповедниками Украины с аналогичными учреждениями других стран.

Руководителями международных экспедиций могут быть граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, имеющие право на получение открытых листов и разрешений на право проведения научно-изыскательских работ, включая археологические раскопки и разведки.

Финансирование международных экспедиций осуществляется за счет средств, указанных в статье 83 настоящего Закона.

Статья 97. Международная археологическая миссия (институт, школа)

Международная археологическая миссия (институт, школа) - представительство зарубежного высшего учебного или научного учреждения, музея, которое призвано выполнять научно-исследовательские задачи, международные и гуманитарные функции, способствующие укреплению культурных связей между народами; содействовать развитию исследований в области национальной истории Украины, археологии и смежных с ними научных дисциплин, координации деятельности различных государственных структур, общественных объединений, специалистов.

Международная археологическая миссия (институт, школа) способствует развитию научных знаний в области истории и археологии Украины и зарубежных стран, проведению научно-изыскательской, реставрационной, культурно-просветительской работы, развитию туризма, расширению и пополнению национального коллекционного фонда, охране национальных памятников истории и культуры, является базой для подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Финансирование международных экспедиций осуществляется за счет средств, указанных в статье 83 настоящего Закона".




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали