ЛУГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ
Тридцать вторая сессия V созыва

РЕШЕНИЕ

от 03.12.2009 г. N 32/17

О состоянии медицинского обслуживания населения и об утверждении приоритетных направлений развития системы здравоохранения Луганской области

Руководствуясь Конституцией Украины, Основами законодательства Украины о здравоохранении, п. 20 ч. 1 ст. 43 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", с целью дальнейшего совершенствования организации и улучшения качества медицинского обслуживания населения области, учитывая ходатайство облгосадминистрации, областной совет решил:

1. Информацию начальника Главного управления здравоохранения облгосадминистрации Малыша П. Н. по вопросу "О состоянии и перспективах развития медицинского обслуживания населения в Луганской области" принять к сведению (прилагается).

2. Утвердить приоритетные направления развития системы здравоохранения Луганской области (далее - Приоритетные направления, прилагаются).

3. Облгосадминистрации принять меры по реализации Приоритетных направлений.

4. При формировании бюджета здравоохранения на 2010 и последующие годы предусмотреть ассигнования из областного бюджета на выполнение Приоритетных направлений.

5. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянные комиссии областного совета по вопросам: экономического развития, бюджета и финансов; здравоохранения и социальной защиты населения; коммунальной собственности и использования природных ресурсов.

 

Председатель
областного совета

В. Н. Голенко

 

Приложение
к решению Луганского областного совета
03.12.2009 N 32/17

Информация начальника Главного управления здравоохранения облгосадминистрации Малыша П. Н. по вопросу "О состоянии и перспективах развития медицинского обслуживания населения Луганской области"

Луганская область - стратегически важный геополитический и социально-экономический регион восточной части Украины, который играет значительную роль в формировании национального валового продукта.

Стратегическим направлением дальнейшего социально-экономического развития области является усиление человеческого потенциала: улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья населения, повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения.

Сохранение и укрепление здоровья граждан - важнейшая задача региональной социальной политики.

В ее решении одно из ведущих мест отводится здравоохранению, поэтому областной совет совместно с областной государственной администрацией делают все возможное, чтобы здравоохранение функционировало стабильно и обеспечивало жителей доступной и эффективной медицинской помощью.

В текущем году в системе здравоохранения Луганщины удалось провести комплекс мероприятий с общим объемом финансирования 1100 млн. грн. (на 15 % больше, чем за аналогичный период 2008 года), что позволило достичь определенных положительных результатов:

- увеличение уровня рождаемости на 4,4 %;

- уменьшение уровня смертности на 5,6 %;

- снижение уровня младенческой смертности на 17,6 %;

- снижение уровень первичной заболеваемости на 4,4 %;

- снижение уровня заболеваемости туберкулезом на 7,9 % и др.

Благодаря этому, система здравоохранения Луганской области заняла 16 рейтинговое место среди областей Украины.

2008 год

1 полугодие 2009 года

Рейтинговое место

Административные территории

Рейтинговое место

Административные территории

1

Винницкая область

1

Харьковская область

2

Киевская область

2

Сумская область

3

Житомирская область

3

Винницкая область

...

...

...

...

16

Черкасская область

16

Луганская область

17

Львовская область

17

Ровенская область

18

г. Киев

18

Львовская область

19

Кировоградская область

19

Черниговская область

20

Севастополь

20

Севастополь

21

Тернопольская область

21

Херсонская область

22

Ивано-Франковская область

22

Кировоградская область

23

Полтавская область

23

Днепропетровская область

24

Херсонская область

24

Полтавская область

25

Волынская область

25

Донецкая область

26

Луганская область

26

Хмельницкая область

27

Днепропетровская область

27

Закарпатская область

Система здравоохранения области представлена разветвленной сетью лечебно-профилактических учреждений: 122 больницами, 33 диспансерами, 121 амбулаторно-поликлиническим учреждением, 13 станциями скорой помощи, 397 фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, 10 санаториями и др.

Одним из главных приоритетов оптимизации системы здравоохранения области должно быть развитие первичной медико-санитарной помощи на принципах общей практики - семейной медицины, деятельность которой в первую очередь направлена на профилактику заболеваний.

В то же время доля населения области, которая получает первичную помощь на принципах общей практики составляет всего 14,5 %, обеспеченность населения семейными врачами - 0,9 на 10 тыс. населения при рекомендованном МЗ Украины 6,9 на 10 тыс. населения.

Дефицит врачебных кадров, особенно на селе, не позволяет сегодня решить вопрос о перепрофилировании 35 фельдшерско-акушерских пунктов, которые обслуживают население 1000 чел. и более, во врачебные амбулатории.

Передача учреждений первичного звена на финансирование за счет средств сельских и поселковых советов привела к:

- потере вертикали управления и управляемости системы в целом;

- проблемам с лицензированием и аккредитацией этих учреждений;

- распыленности финансовых средств системы здравоохранения.

Выходом из сложившейся ситуации является создание территориальных медицинских объединений путем передачи всех учреждений первичного звена коммунальную собственность районной (городской) громады.

Организация оказания первичной медицинской помощи на принципах общей практики - семейной медицины и создание территориальных медицинских объединений позволит:

- внедрить современные методы профилактики, что позволит снизить уровень заболеваемости на 10 %, инвалидности и преждевременной смертности населения области - на 5 %;

- создать вертикаль управления учреждениями первичного звена и проводить эффективную кадровую политику;

- объединить бюджеты здравоохранения, которые сейчас разрознены между бюджетами мелких территориальных громад, на уровне районного (городского) бюджета;

- оказывать медицинскую помощь в учреждениях первичного звена по лицензии территориального медицинского объединения.

Стационарную медицинскую помощь населению Луганской области оказывают в 151 лечебно-профилактическом учреждении с коечным фондом около 23 тыс. коек.

Обеспеченность стационарными койками составляет 98,9 на 10 тыс. населения (2008 г. - 99,0; Украина - 87,7), что на 22 % выше от потребного (81,0 на 10 тыс. населения).

Количество сверхнормативных коек составляет 4294, на финансирование которых уходит более 30 % бюджетов здравоохранения городов и районов.

С принятием Бюджетного кодекса Украины и разделением полномочий по финансированию в 2001 - 2002 гг. решениями сессий областного совета специализированные медицинские учреждения были приняты на финансирование из областного бюджета, что позволило, на тот момент, сохранить имеющуюся сеть медицинских учреждений.

Количество областных специализированных медицинских учреждений области значительно выше, чем в других промышленных регионах Украины. Большинство из них на сегодняшний день по структуре, качеству и объему оказываемой медицинской помощи соответствуют статусу городских больниц.

Одной из ведущих проблем для нашего региона является кадровый дефицит.

Медицинскую помощь населению области оказывают более 9 тыс. врачей, при этом каждый четвертый из них - пенсионного возраста.

Несмотря на то, что практически все врачи работают по совместительству, в лечебно-профилактических учреждениях области остаются вакантными более 700 врачебных ставок.

Дефицит, с учетом ставок, занятых пенсионерами, составляет более 3 тыс. специалистов или 30 % от общего количества врачей.

В течение последних 10 лет число врачей уменьшилось на 1230 чел., преимущественно за счет специалистов терапевтического, педиатрического, фтизиатрического и других профилей.

Укомплектованность врачами этих служб в среднем составляет 60 - 70 %.

В настоящее время в медицинских учреждениях области работает более 21 тыс. и средних медицинских работников, каждый шестой из них - пенсионного возраста.

Общий дефицит средних медицинских работников составляет почти 4 тыс. чел. или пятая часть от общего количества. Наибольший недостаток в кадрах испытывают терапевтическая и педиатрическая службы.

В условиях финансового кризиса областной совет изыскал возможность субвенций для доплаты специалистам акушерской службы родильных стационаров.

Но, несмотря на это, уровень средней заработной платы в системе здравоохранения остается ниже, чем в других сферах экономической деятельности.

В нашей области, как и в целом по Украине, остро стоит вопрос обеспечения медработников жильем. На сегодняшний день на квартирном учете состоит 243 врача и 420 средних медработников.

За последние 3 года жилье выделили только для 63 врачей и 21 среднего медицинского работника.

В 2010 - 2012 гг. в городах и районах области в соответствии с распоряжениями председателей райгосадминистраций и решениями исполкомов городских советов планируется выделить 101 квартиру для врачей и 30 для средних медработников.

Количество студентов, обучающихся в Луганском медуниверситете на бюджетной основе на протяжении 2000 - 2009 гг., не изменяется в соответствии с потребностями области.

Мероприятия по решению кадровых проблем, проведенные в 2009 году, позволили выполнить план целевого набора в ЛГМУ, утвержденный МЗ Украины, на 100 %.

В интернатуре ЛГМУ за счет средств местных бюджетов на ближайшие 3 года запланирована подготовка специалистов из числа контрактников в количестве 154 чел. (2009/2010 - 37, 2010/2011 - 60, 2011/2012 - 57).

Медицинская отрасль - это одна из сфер, где наиболее тесно переплетены экономические, социальные, экологические и другие факторы.

Существенное влияние на показатели здоровья населения оказывает демографическая ситуация, которая остается напряженной.

На сегодняшний день общая численность населения области прогрессивно уменьшается и составляет чуть более 2,3 млн. жителей.

Основными причинами смертности являются: болезни сердечно-сосудистой системы, онкологическая патология, травмы и отравления.

Медицинская помощь кардиологическим больным оказывается в:

- Луганском областном кардиологическом диспансере (ЛОКД);

- Луганской областной клинической больнице (ЛОКБ);

- 18 отделениях медицинских учреждений области.

В Луганской области болезнями системы кровообращения страдает более половины взрослого населения, из них около 4 тыс. ежегодно нуждаются в операциях на сердце, которые из-за отсутствия современного кардиологического центра в области не проводятся. Поэтому часть больных (до 500 чел. в год) выезжает для лечения за пределы региона.

От болезней системы кровообращения ежегодно умирает около 26 тыс. чел.

В общей структуре смертности болезни системы кровообращения составляют почти две трети, а в структуре инвалидности - пятую часть.

При этом, материально-техническая база учреждений, оказывающих кардиологическую помощь, не отвечает современным требованиям.

В том числе и в ведущем специализированном учреждении - Луганском областном кардиодиспансере - из-за отсутствия блока интенсивной терапии и экспресс-лаборатории невозможно оказывать медицинскую помощь с применением современных технологий: тромболизис, чрезпищеводную кардиостимуляцию, контроль антикоагулянтной терапии в остром периоде инфаркта миокарда.

Специализированную онкологическую помощь населению Луганской области оказывают:

- 5 онкологических диспансеров (гг. Луганск, Алчевск, Красный Луч, Рубежное, Стаханов);

- онкологическое отделение Северодонецкой многопрофильной больницы на 30 коек.

Для сравнения, количество онкологических диспансеров в целом в Украине - 41.

В структуре общей заболеваемости онкопатология занимает второе место.

Ежегодно в Луганской области отмечается рост онкологической заболеваемости на 1,5 - 2 %.

В Луганской области ежегодно диагностируется свыше 7000 новых случаев злокачественных новообразований и умирает около 5000 больных. По прогнозам специалистов до 2020 года ежегодное количество пациентов, впервые заболевших онкозаболеваниями, может вырасти до 8000.

При этом материально-техническая база ведущего учреждения по оказанию онкологической помощи населению - Луганского областного клинического онкологического диспансера, не позволяет оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь больным с этой патологией.

Поэтому каждый третий из них для получения необходимой медицинской помощи уезжает за пределы нашей области.

Охрана здоровья матери и ребенка - одна из приоритетных задач социальной политики нашего государства.

Медицинскую помощь матерям и детям оказывают:

- Луганская областная детская клиническая больница;

- 11 детских больниц;

- 5 родильных домов;

- 25 акушерских стационаров при больницах.

Состояние материально-технической базы практически всех родильных стационаров не позволяет оказывать своевременную специализированную и высококвалифицированную медицинскую помощь не только детям с очень низким весом при рождении, а также новорожденным с врожденными пороками развития.

При этом в области продолжает функционировать 8 маломощных стационаров с количеством родов менее 300 в год.

Уровень младенческой смертности в нашей области остается одним из самых высоких среди регионов Украины.

В ее структуре первое место занимает смертность детей в периоде новорожденности.

Количество женщин детородного возраста и численность детского населения ежегодно уменьшаются.

При этом прогрессивно ухудшается состояние здоровья женщин, которое определяет здоровье будущего поколения:

- каждая третья беременность сопровождается тяжелыми заболеваниями (в том числе угрожающими жизни);

- в 5 раз выросло число случаев заболеваний сердечно-сосудистой и мочеполовой систем;

- в 3 раза увеличилось число случаев заболеваний, приводящих к кровотечениям.

И, как следствие, это приводит к динамическому увеличению показателя первичного выхода на инвалидность детского населения.

В течение года в Луганской области зарегистрировано свыше 120 тыс. случаев отравлений и травм, более 3 тыс. травмированных погибают.

В структуре первичного выхода на инвалидность они занимают более 14 %.

В связи с крайне неудовлетворительной материально-технической базой центр "Медицины катастроф" Луганской областной клинической больницы может оказать своевременную высококвалифицированную медицинскую помощь только 3 % нуждающихся.

На протяжении последних лет область входит в пятерку регионов Украины с высокой заболеваемостью населения туберкулезом. Показатель впервые выявленных больных активной формой туберкулеза в 2008 году составил 101 случай на 100 тыс. населения (по Украине - 78).

Благодаря тому, что вопросы борьбы с туберкулезом являются приоритетными для областного совета и областной госадминистрации, в 2002 г. в области начато реформирование фтизиатрической службы.

Результат проведенной работы - отсутствие роста показателей заболеваемости и смертности от этой патологии.

Темпы стабилизации эпидемической ситуации в целом по туберкулезу в 1,5 раза опережают таковые по Украине.

Актуальной проблемой для области является профилактика и борьба с ВИЧ-инфекцией и СПИДом.

Количество больных, состоящих на диспансерном учете, составляет более 3 тыс. чел. и ежегодно увеличивается в среднем на 10 %.

Служба профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИДом представлена областным центром по профилактике и борьбе со СПИД и 32 специализированными кабинетами "Доверия".

В работу службы внедрены современные технологии диагностики и лечения, в том числе высокоактивная антиретровирусная терапия больным ВИЧ-инфекцией/СПИДом, что позволило впервые за несколько лет снизить уровень заболеваемости СПИДом на 18,5 %.

Приобретено современное оборудование для лаборатории полимеразной цепной реакции на сумму 1,4 млн. грн., что позволяет проводить постоянный мониторинг эффективности лечения.

За счет централизованных поставок получено высокотехнологичное оборудование на сумму 1,3 млн. грн. (биохимический, гематологический анализаторы, цифровой флюорограф, аппарат УЗИ, проточный цитофлюорометр), что позволило улучшить диагностику сопутствующих заболеваний у ВИЧ-позитивных на ранних стадиях и обеспечить их своевременное лечение.

За счет средств областного бюджета проведен капитальный ремонт централизованной лаборатории диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов Луганского областного центра профилактики и борьбы со СПИД.

С целью обеспечения межсекторального сотрудничества и межведомственной координации по вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекции/СПИД в области работает Координационный совет по вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД.

Созданы 6 центров ресоциализации наркозависимой молодежи, которые функционируют при религиозных организациях.

 

УТВЕРЖДЕНО
Решение Луганского областного совета
03.12.2009 N 32/17

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
развития системы здравоохранения Луганской области

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Луганская область - стратегически важный геополитический и социально-экономический регион восточной части Украины, который играет значительную роль в формировании национального валового продукта.

Необходимость реализации приоритетных направлений развития системы здравоохранения Луганской области (далее - Приоритетные направления) обусловлена:

- напряженной демографической ситуацией в области;

- неудовлетворительным состоянием здоровья населения;

- дефицитом финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

На территории области расположено почти 1500 предприятий угольной, металлургической, химической и нефтехимической промышленности, станкостроения и энергетики. В результате их производственной деятельности, в атмосферу поступают вредные выбросы, количество которых в расчете на 1 км2 составляет 9600 кг токсичных отходов, а в расчете на одного жителя - 196,0 кг (в Украине - 103 кг).

В этой связи особые задачи стоят перед системой здравоохранения, призванной обеспечить эффективную работу по профилактике заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности экономически активного населения.

Ввиду организационных, экономических, материальных и кадровых проблем, существующих в системе здравоохранения области, последняя не всегда в состоянии обеспечить население доступной, своевременной и эффективной медицинской помощью в соответствии с утвержденными клиническими протоколами диагностики и лечения.

Учитывая изложенное, разработка Приоритетных направлений развития системы здравоохранения области - основная задача региональной социальной политики.

Основой для разработки Приоритетных направлений является Конституция Украины, Основы законодательства Украины о здравоохранении, Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине", постановление Кабинета Министров Украины от 09.08.2001 N 960 "Об утверждении мероприятий по выполнению Приоритетных направлений развития здравоохранения населения Украины".

2. ЦЕЛЬ

Целью реализации Приоритетных направлений являются:

- профилактика и снижение уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения области;

- внедрение новейших организационно-управленческих и медицинских технологий в практику работы медицинских учреждений области;

- совершенствование системы предоставления первичной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;

- налаживание системы гибкого планирования и управления ресурсами;

- формирование качественно новой региональной медико-экономической среды с планомерным наращиванием инвестиционных поступлений.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

3.1. Рациональное использование ресурсов системы здравоохранения

Приведение коечного фонда областных специализированных лечебных учреждений к реальным потребностям населения области путем передачи ряда этих учреждений в коммунальную собственность территориальных громад городов областного значения.

Реструктуризация коечного фонда лечебно-профилактических учреждений городов и районов области путем перевода круглосуточных стационарных коек в койки дневного пребывания, а также путем передачи части коечного фонда органам социальной защиты населения.

Создание условий в учреждениях здравоохранения для внедрения в практику работы элементов страховой медицины и подготовка к изменению их организационно-правового статуса.

3.2. Совершенствование кадровой политики

Открытие в общеобразовательных учреждениях области специализированных классов медико-биологического профиля на территориях, где наблюдается наибольший дефицит медицинских кадров.

Обучение студентов и подготовка специалистов в интернатуре медицинских ВУЗов за счет средств бюджетов всех уровней.

Обеспечение медицинских работников жильем с привлечением средств действующих в области программ молодежного жилищного кредитования и программы "Собственный дом" с частичной компенсацией процентов по ним за счет средств соответствующих бюджетов.

3.3. Совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи

Организация территориальных медицинских объединений с передачей всех учреждений первичной лечебно-профилактической помощи в коммунальную собственность территориальных громад городов и районов области.

Внедрение в практику работы учреждений первичной лечебно-профилактической помощи современных технологий профилактики и лечения заболеваний путем оснащения их современным оборудованием, средствами связи и санитарным автотранспортом.

3.4. Совершенствование оказания медицинской помощи кардиологическим больным

Завершение строительства блока интенсивной терапии Луганского областного кардиологического диспансера.

Создание на базе Луганской областной клинической больницы высокоспециализированных центров, в том числе кардиологического, клинико-диагностического и экстренной медицинской помощи.

Внедрение современных технологий лечения и диагностики путем оснащения вновь созданных центров Луганской областной клинической больницы современным лечебно-диагностическим оборудованием.

3.5. Совершенствование оказания медицинской помощи больным с онкологической патологией

Строительство операционно-реанимационного блока и эспресс-лаборатории Луганского областного клинического онкологического диспансера.

Создание областной больницы "хоспис" для оказания паллиативной помощи онкологическим больным.

Внедрение современных технологий лечения и диагностики онкологических заболеваний путем оснащения учреждений онкологической службы современным лечебно-диагностическим оборудованием.

3.6. Совершенствование оказания медицинской помощи матерям и детям

Создание областного перинатального центра III уровня и его оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием.

Формирование многоуровневой системы оказания перинатальной помощи путем организации межрайонных (межгородских) акушерских стационаров и оснащение их современной лечебно-диагностической аппаратурой и специализированным транспортом.

Организация передвижного центра экстренной помощи беременным, роженицам и родильницам на базе Луганской областной клинической больницы.

3.7. Совершенствование оказания медицинской помощи больным туберкулезом

Завершение строительства II очереди Славяносербской областной туберкулезной больницы с целью создания необходимых условий для лечения новых форм туберкулеза (ассоциированных с ВИЧ-инфекцией и устойчивых к противотуберкулезным препаратам).

Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений современным лечебно-диагностическим и технологическим оборудованием.

3.8. Совершенствование оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией/СПИДом

Расширение коечного фонда службы профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией/СПИДом путем перепрофилирования одного из областных специализированных лечебных учреждений.

Завершение формирования региональной сети кабинетов "Доверия".

Широкий охват потребителей инъекционных наркотиков с опиоидной зависимостью новыми методами лечения химической зависимости, в том числе заместительной терапией.

Организация проведения доступной эффективной антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированным.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация основных приоритетных направлений развития системы здравоохранения Луганской области будет способствовать достижению следующих целей:

- внедрение современных методов профилактики заболеваний, что позволит снизить уровень заболеваемости на 10 %, инвалидности и преждевременной смертности населения области - на 5 %;

- внедрение современных организационно-управленческих и медицинских технологий в практику работы медицинских учреждений области;

- совершенствование системы оказания первичной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;

- налаживание системы гибкого планирования и управления ресурсами;

- формирование качественно нового регионального медико-экономического пространства с планомерным наращиванием инвестиционных поступлений.

 




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали