РЕЗОЛЮЦИЯ 1862 (2012)
Парламентской ассамблеи Совета Европы "Функционирование демократических институтов в Украине"

26 января 2012 года

Неофициальный перевод.

1. Ассамблея приветствует длительное сотрудничество с украинским правительством в рамках мониторинговой процедуры ассамблеи. Она с удовлетворением отмечает, что правительством был принят ряд важных шагов в целях выполнения еще невыполненных вступительных обязательств, в том числе по борьбе с коррупцией. Она приветствует тесное сотрудничество, достигнутое между Советом Европы и украинским правительством в реализации необходимых реформ. Вместе с тем, ассамблея сожалеет, что судебное преследование бывших правительственных лидеров в Украине отрицательно влияет на тесную европейскую интеграцию страны.

2. Парламентская ассамблея выражает обеспокоенность уголовным преследованием, начатым по статье 364 (злоупотребление властью) и 365 (превышение служебных полномочий) Уголовного кодекса Украины против ряда бывших членов правительства, включая бывшего Министра внутренних дел Юрия Луценко, бывшего и. о. министра обороны Валерия Иващенко, бывшего первого заместителя министра юстиции Евгения Корнийчука и бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко.

3. Ассамблея считает, что статьи 364 и 365 Уголовного кодекса Украины является слишком широкими в применении и, по сути, позволяют постфактум криминализацию обычных политических решений. Это противоречит принципу верховенства права и неприемлемо. Поэтому ассамблея призывает украинскую власть безотлагательно внести изменения в эти две статьи Уголовного кодекса в соответствии со стандартами Совета Европы и снять обвинения против бывших членов правительства, выдвинутые по этим статьям. Ассамблея хочет подчеркнуть, что оценка политических решений и их последствий является прерогативой парламентов и, наконец, избирателей, а не судов. В этой связи ассамблея просит президента Украины рассмотреть все имеющиеся у него правовые средства, чтобы освободить этих бывших членов правительства и позволить им принимать участие в следующих парламентских выборах.

4. Ассамблея выражает сожаление по поводу многочисленных недостатков судебных процессов против бывших членов правительства и считает, что они могли подорвать возможность обвиняемых получить справедливое судебное разбирательство в том смысле, как его определяет статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека (ETS No.5). В этой связи ассамблея отмечает тот факт, что Европейский суд по правам человека решил рассмотреть по ускоренной процедуре обращения госпожи Тимошенко о ее задержании, в котором она ссылается на нарушение статей 3, 5 и 18 Конвенции.

5. По мнению ассамблеи, эти недостатки являются следствием системных проблем судебной системы Украины. Эти проблемы не являются чем-то новым и уже давно вызывают обеспокоенность ассамблеи, будучи связанными, среди прочего, с отсутствием независимости судебной системы, чрезмерным применением и продолжительностью предварительного заключения, отсутствием равенства сторон обвинения и защиты в судебных процессах, а также неадекватной юридической аргументацией обвинения и судов в официальных документах и решениях.

6. Что касается независимости судебной системы, ассамблея:

6.1. повторяет свою глубокую обеспокоенность отсутствием независимости судебной системы и считает, что это является основным вызовом для системы правосудия в Украине;

6.2. считает, что текущая процедура назначения судей подрывает независимость всей судебной системы. Она призывает власти отменить или хотя бы сократить пятилетний испытательный срок для судей и отстранить Верховную Раду от процесса назначения;

6.3. считает, что во время испытательного срока судьи не должны рассматривать чувствительные с политической точки зрения или сложные дела;

6.4. считает, что состав Высшего совета юстиции противоречит принципу разделения власти и также подрывает независимость судебной системы. Поэтому ассамблея просит принять поправки в соответствующие законы и реально устранить представителей Верховной Рады, президента Украины и прокуратуры от членства в Высшем совете юстиции. В ожидании принятия поправок эти три институции должны назначить в Высший совет юстиции неполитических членов;

6.5. призывает Верховную Раду безотлагательно принять необходимые поправки в Конституцию, которые устранили бы положения, препятствующие внедрению рекомендаций ассамблеи, упомянутых в пунктах 5.2 и 5.4;

6.6. выражает обеспокоенность многочисленными достоверными сообщениями об инициировании дисциплинарных мер и увольнении судей Высшим советом юстиции на базе жалоб от прокуратуры, так как упомянутые судьи приняли решение, которое противоречило мнению прокуратуры, в конкретном судебном деле. Такая практика несовместима с принципом верховенства права и должна быть прекращена немедленно.

7. Что касается предварительного заключения, ассамблея:

7.1. выражает обеспокоенность чрезмерным применением предварительного заключения в украинской системе правосудия, зачастую без должного обоснования или оснований;

7.2. в этом отношении обращает внимание на то, что незаконное и чрезмерное предварительное заключение является одним из основных вопросов в решениях, принятых против Украины Европейским судом по правам человека;

7.3. еще раз подчеркивает, что, в соответствии с принципом презумпции невиновности, предварительное заключение должно применяться только в качестве крайней меры, когда существует реальная угроза уклонения или воспрепятствования осуществлению правосудия;

7.4. призывает власть обеспечить, чтобы Уголовно-процессуальный кодекс определял четкую процедуру проверки законности и продолжительности предварительного заключения. Кроме того, необходимо определить руководящие принципы, которые будут гарантировать, что предварительное заключение применяется лишь как крайняя мера и только на основании обоснованного решения суда.

8. Что касается равенства сторон обвинения и защиты в судебных процессах, ассамблея:

8.1. с тревогой обращает внимание на предвзятость в пользу обвинения, присущую всей судебной системы Украины;

8.2. призывает власти позаботиться о том, чтобы в Уголовно-процессуальном кодексе в законе и на практике гарантировалась равенство сторон обвинения и защиты;

8.3. призывает власти, в частности, обеспечить, чтобы Уголовно-процессуальный кодекс четко предусматривал предоставление стороне защиты копий материалов дела обвинения, а также предоставление достаточного времени, под контролем судьи, для ознакомления с ними.

8.4. приветствует тот факт, что президент Украины внес на рассмотрение Верховной Рады Украины новый проект Уголовно-процессуального кодекса и призывает Верховную Раду принять по ускоренной процедуре этот закон, который полностью учитывает рекомендации экспертов Совета Европы при рассмотрении ими проекта закона.

9. Что касается системных недостатков судебной системы, ассамблея сожалеет, что Украина не реформировала прокуратуру в соответствии с нормами Совета Европы, в то время как эта реформа является одним из обязательств, принятых при ее вступлении. Вследствие этого прокуратура остается институтом чрезвычайно сильно централизованным и имеющим чрезмерные полномочия.

10. Ассамблея с беспокойством обращает внимание на сообщения о быстром ухудшении состояния здоровья бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко и бывшего и. о. министра обороны Валерия Иващенко, находящихся под арестом, а также о том, что оба требуют медицинского лечения за пределами тюрьмы. Ассамблея просит немедленно освободить обоих до завершения судебных процессов против них по причинам гуманитарного характера, а также в свете ее обеспокоенности применением предварительного заключения в Украине. Ассамблея также заявляет о своей обеспокоенности ухудшением состояния здоровья госпожи Юлии Тимошенко и призывает власти разрешить без предварительных условий медицинские обследования и, при необходимости, лечение независимыми врачами за пределами пенитенциарной службы.

11. Ассамблея приветствует тот факт, что был введен ряд важных реформ, среди прочего, в сфере интеграции украинской экономики в европейское экономическое пространство. Это акцентирует то значение, которое придает власть тесной европейской интеграции страны.

12. Ассамблея признает основные итоги 15-го Саммита Украина-ЕС, который состоялся 19 декабря 2011 года в Киеве, в связи с соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Особенно важно, что обе стороны признали, что соглашение об ассоциации станет новым этапом в развитии договорных отношений между Украиной и ЕС, направленных на политическую ассоциацию и экономическую интеграцию.

13. Ассамблея еще раз подтверждает свою позицию, которая заключается в том, что невозможно провести необходимые для Украины реформы, чтобы выполнить обязательства перед Советом Европы, без реформирования Конституции. Поэтому она призывает президента и Верховную Раду безотлагательно инициировать всесторонний процесс конституционной реформы и не откладывать этот вопрос до завершения следующих парламентских выборов. Ассамблея приветствует положительные заключения Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) по предложению создания конституционной ассамблеи, которая, как ожидает ассамблея, будет положена в основу процесса конституционной реформы. Кроме того, ассамблея призывает власти полностью воспользоваться рекомендациями, данными в заключениях Венецианской комиссии, относительно предыдущих проектов конституционной реформы.

14. Ассамблея приветствует систематические обращения властей за выводами Венецианской комиссии по проектам законов, которые готовятся ею. Однако она обращает внимание, что в некоторых случаях проекты законов, по которым просили предоставить выводы, были позже отозваны, а рекомендации Венецианской комиссии не были приняты во внимание в законах, которые были позже приняты Верховной Радой. Поэтому ассамблея призывает власти полностью учитывать выводы Венецианской комиссии при подготовке новых законов, включая предварительные проекты по тому же вопросу. В этом контексте ассамблея ожидает, что положительные заключения по проектам законов, подготовленных президентской комиссией по укреплению демократии, об адвокатуре, свободе собраний и конституционной ассамблее принимались во внимание в проектах законов, которые передаются для принятия Верховной Радой.

15. Ассамблея обращает внимание на принятие 17 ноября 2011 года Закона Украины "О выборах народных депутатов" (Закон N 4061-VI). Приветствуя тот факт, что был решен ряд определенных ею ранее проблем, ассамблея сожалеет, что не были учтены ее основные рекомендации, а именно: по принятию Единого избирательного кодекса и региональной пропорциональной избирательной системы. Что касается нового избирательного законодательства, ассамблея:

15.1. приветствует принятие широким консенсусом с участием парламентской оппозиции закона о парламентских выборах в качестве первого шага к унификации избирательного законодательства;

15.2. подчеркивает, что принятие этого закона о парламентских выборах не должно использоваться как повод не принимать Единый избирательный кодекс, который все еще необходим для обеспечения согласованных правовых рамок для всех выборов в Украине, которые бы полностью соответствовали европейским стандартам;

15.3. обеспокоена тем, что поднятие проходного барьера для пропорциональных выборов до 5 % в сочетании с запретом партиям формировать избирательные блоки для участия в выборах может негативно отразиться на шансах более мелких и новых партий войти в парламент. Ассамблея обеспокоена тем, что эти положения могут ограничить плюрализм и в будущем усилить поляризацию в новом парламенте. Она рекомендует к следующим парламентским выборам снизить проходной барьер и отменить запрет на избирательные блоки в избирательном законодательстве. Для того, чтобы увеличить плюрализм и поощрить национальные меньшинства участвовать в публичной жизни, ассамблея рекомендует Центральной избирательной комиссии, когда она будет определять границы избирательных округов для парламентских выборов 2012 года, включить в один и тот же избирательный округ группы национальных меньшинств, которые формируют концентрированное проживание в определенных зонах;

15.4. сожалеет о включении в этот закон положений, ограничивающих право баллотироваться на выборах для ранее судимых лиц, независимо от тяжести совершенного преступления. Признавая, что эти положения основаны на нормах статьи 76 Конституции Украины, ассамблея предлагает безотлагательно отменить их в рамках процесса конституционной реформы согласно рекомендациям ассамблеи;

15.5. призывает власти полностью выполнить рекомендации Группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO) о финансировании политических партий.

16. Ассамблея считает, что следующие парламентские выборы станут лакмусовой бумажкой преданности Украины демократическим принципам. По мнению ассамблеи, международное наблюдение за этими выборами будет существенно содействовать их демократическому проведению. Она считает, что ассамблея должна внести свой вклад в международное наблюдение за выборами с помощью большой делегации.

17. Ассамблея обращает внимание, что несколько важных обязательств, данных Украиной при вступлении в Совет Европы в 1995 году, т. е. примерно 17 лет назад, до сих пор не были выполнены. Правительства, сменявшие друг друга, а также Верховная Рада и ее политические фракции разделяют ответственность за этот провал. В Резолюции 1755 (2010) Ассамблея приветствовала предложенную властями амбициозную программу реформ по выполнению обязательств, данных при вступлении. Несмотря на первоначальные положительные результаты в нескольких сферах, ассамблея обеспокоена сигналами о том, что решимость и политическая воля по осуществлению этих реформ уменьшаются. Поэтому ассамблея призывает власти, а также все политические силы в стране, безотлагательно провести реформы, необходимые для выполнения Украиной обязательств, данных при вступлении, и построения прочной демократии в стране.

18. Ассамблея считает, что выполнение ее рекомендаций, особенно связанных с уголовным преследованием бывших членов правительства, станет сигналом о преданности власти нормам и ценностям Совета Европы. И наоборот, если они не будут выполнены в течение разумного времени, это вызовет серьезные вопросы о преданности власти принципам демократии и верховенства права, что может повлечь за собой надлежащую реакцию со стороны ассамблеи. Поэтому Ассамблея призывает Мониторинговый комитет внимательно следить за ситуацией и предложить любые последующие действия со стороны ассамблеи в соответствии с ситуацией, включая рассмотрение возможности применения санкций, если требования ассамблеи не будут выполнены.

 




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали