ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ В Г. КИЕВЕ

ПИСЬМО

от 05.10.2011 г. N 9876/10/31-606

Государственная налоговая администрация в г. Киеве во исполнение задания Государственной налоговой службы Украины от 20.09.2011 г. N 842/7/15-3417-26 рассмотрела ваши письма <...> в пределах своих полномочий сообщает.

[1.] Относительно обжалования приказа на проверку в судебном порядке

В соответствии со ст. 14 Закона Украины от 04.12.90 г. N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Частью 2 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрено, что в административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездействие субъектов властных полномочий, кроме случаев,когда в отношении таких решений, действий или бездействия Конституцией или законами Украины установлен иной порядок судебного производства.

Положениями статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины определено, что юрисдикция административных судов распространяется на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением субъектом властных полномочий властных управленческих функций,а также в связи с публичным формированием субъекта властных полномочий путем выборов или референдума.

Юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры,в частности на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия.

Пунктами 77.4 ст. 77, 78.4 ст. 78, 80.2 ст. 80 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс)определено, что о проведении документальной проверки руководителем органа государственной налоговой службы принимается решение, которое оформляется приказом.

Таким образом, издание руководителем налогового органа приказа о проведении проверки непосредственно приводит к возникновению определенных обязанностей у плательщика налогов,в отношении которого принято решение о проведении проверки. Поэтому указанный приказ является имеющим правовое значение, а следовательно, является актом в понимании пункта 1 части первой статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании противоправным приказа руководителя налогового органа о назначении внеплановой выездной проверки плательщика налогов подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

[2.] Относительно нарушения порядка проведения документальной проверки

При рассмотрении жалоб плательщиков налогов в административном порядке на решения, принятые контролирующим органом, органы ГНС руководствуются разделом II Кодекса, а также нормативно-правовыми актами ГНА Украины, регулирующими порядок рассмотрения жалоб.

Пунктом 14 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 23.12.2010 г. N 1001 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 6 января 2011 года за N 10/18748, предусмотрено, что орган государственной налоговой службы при рассмотрении жалобы плательщика налогов проверяет правомерность начисления, осуществленного органом государственной налоговой службы, в случаях, определенных Налоговым кодексом Украины, или принятия любого обжалуемого решения органа государственной налоговой службы.

Таким образом, к компетенции органа государственной налоговой службы относится проверка правомерности осуществления доначислений.

[3.] Относительно действия пп. 196.1.14 п. 196.1 ст. 196 Кодекса

Пунктом 2.1 статьи 2 Кодекса определено, что изменение положений данногоКодекса может осуществляться исключительно путем внесения изменений в данный Кодекс.

Верховная Рада Украины устанавливает на территории Украины общегосударственные налоги и сборы и определяет перечень общегосударственных налогов и сборов; перечень местных налогов и сборов, установление которых относится к компетенции сельских, поселковых и городских советов;положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 данного Кодекса относительно общегосударственных налогов и сборов;положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 данного Кодекса в отношении местных налогов и сборов (п. 12.1 в. 12 Кодекса).

Законом Украины от 19 мая 2011 года N 3387-VI "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и о ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на некоторые виды зерновых культур" (Закон N 3387-VI) (далее - Закон N 3387) внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, а именно исключен подпункт 196.1.14 пункта 196.1 статьи 196 Кодекса.

В соответствии со статьей 94 Конституции Украины Закон (Закон N 3387-VI) вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования,если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

Разделом III Закона N 3387 (Закон N 3387-VI) предусмотрено, что данный Закон (Закон N 3387-VI) вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором он опубликован.

В газете "Урядовий кур'єр" N 109 17.06.2011 г. был опубликован Закон N 3387 (Закон N 3387-VI).

То есть с 01.07.2011 г. Закон N 3387 (Закон N 3387-VI) вступил в силу,соответственно и раздел /данного Закона вступил в силу с 01.07.2011 г.

[4.] Относительно презумпции правомерности решений плательщика налога

Подпунктом 4.1.9 пункта 4.1 статьи 4 Кодекса определено, что принципом налогового законодательства Украины является стабильность - изменения к любым элементам налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода,в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Налоговая льгота - предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности относительно начисления и уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 данной статьи (п. 30.1 ст. 30 Кодекса).

Необходимо отметить, что статьей 196 Кодекса предусмотрен перечень операций, не являющихся объектом налогообложения.

То есть данная статья предусматривает операции, которые вообще не являются объектом налогообложения, и не определяет льготы в налогообложении (как это предусмотрено статьей 195 Кодекса).

Таким образом, внесение изменений Законом N 3387 (Закон N 3387-VI) в Налоговый кодекс Украины не противоречит принципам налогового законодательства.

[5.] Относительно уплаты налога на землю плательщиком единого налога

В соответствии со ст. 52 Кодекса по обращению плательщиков налогов контролирующие органы бесплатно предоставляют консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства. Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.

В соответствии со ст. 206 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 года N 2768-III, с изменениями и дополнениями (далее - ЖУ), использование земли в Украине является платным.

Согласно ст. ст. 269, 270 Кодекса плательщиками земельного налога являются, в частности, собственники земельных участков и землепользователи, а объектами налогообложения - земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

В соответствии с п. 287.8 ст. 287 Кодекса собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Согласно ст. 6 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года N 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", с изменениями и дополнениями (далее - Указ), субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком платы (налога) за землю.

В соответствии с п. 8 раздела XX "Переходные положения" Кодекса с 1 января 2011 года до внесения изменений в раздел XIV Кодекса в части налогообложения субъектов малого предпринимательства Указ применяется с учетом того, что плательщики единого налога не являются плательщиками земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки,которые не используются для ведения предпринимательской деятельности.

В ст. 116 ЗКУ указано, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий либо по результатам аукциона.

В соответствии со ст. 125 ЗКУ право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Документами, удостоверяющими право на земельный участок, согласно ст. 126 ЗКУ является Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Собственники земельных участков и землепользователи обязаны обеспечивать использование земельных участков по целевому назначению (ст. 143 ЗКУ).

В соответствии со ст. 3 Хозяйственного кодекса Украины под хозяйственной деятельностью понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность. Хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством.

Учитывая изложенное выше, физическое лицо - предприниматель, находящееся на упрощенной системе налогообложения, не является плательщиком земельного налога только за земельные участки, которые используются им для осуществления предпринимательской деятельности, то есть за те участки, которые предоставлены ему в установленном действующим законодательством порядке именно для осуществления предпринимательской деятельности, и доходы от осуществления которой облагаются единым налогом.

Таким образом, если земельный участок под нежилым помещением, которое находится в собственности физического лица, не предоставлялся в установленном действующим законодательством порядке для осуществления предпринимательской деятельности, то такое физическое лицо должно уплачивать земельный налог на общих основаниях.

Одновременно сообщаем, что аналогичное разъяснение по указанному вопросу размещено в категории "200. Плата за землю" сервиса "Единая база налоговых знании" на web-сайте ГНА Украины (www.sta.gov.ua).

[6.] Касательно отнесения в состав валовых затрат

Всеукраинская молодежная организация <...> является неприбыльной организацией.

Порядок налогообложения неприбыльных организаций определен ст. 157 Кодекса.

С учетом того что налоговая консультация предоставляется плательщику для правильности применения норм налогового законодательства в его налоговом учете, а вопрос касается практического применения норм пп. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Кодекса, то для получения налоговой консультации плательщики налогов - члены вашей молодежной организации должны индивидуально обратиться в органы государственной налоговой службы по месту своей регистрации при условии самостоятельного предоставления такими плательщиками в государственную инспекцию по месту их регистрации соответствующего запроса и дополнительной информации относительно определения конкретных обстоятельств дела, с которыми связано возникновение проблемных вопросов, как это предусмотрено п. 52.4 Кодекса.

Вместе с этим отметим, [что] плательщики налога на прибыль, представляющие Налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 28.02.2011 г. N 114, при определении объекта обложения налогом на прибыль учитывают также и такие расходы двойного назначения, как расходы плательщика налога на проведение рекламы (пп. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Кодекса), которые согласно п. 138.1 ст. 138 Кодекса являются составляющей прочих расходов.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 03.07.96 г. N 270/96-ВР "О рекламе" (с изменениями и дополнениями, далее - Закон N 270) реклама - информация о лице или товаре, распространенная в любой форме любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара.

Пунктом 1 ст. 9 Закона N 270 установлено, что реклама должна быть четко обособлена от другой информации независимо от форм или способов распространения таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.

Следовательно, расходы на проведение рекламы, в том числе в отношении лица - плательщика налога, могут быть отнесены в состав прочих расходов в соответствии с пп. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Кодекса при условии, что она обособлена от другой информации и ее можно было идентифицировать как рекламу.

Одновременно отметим, что на основании пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Кодекса не включаются в состав затрат и не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе (кроме расходов, осуществленных (начисленных) в пользу постоянных представительств нерезидентов, подлежащих налогообложению согласно п. 160.8 ст. 160 Кодекса) в объеме, превышающем 4 процента дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.При этом в состав затрат не включаются в полном объеме расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в случае, если лицо,в пользу которого осуществляются соответствующие платежи, является нерезидентом,имеющим офшорный статус.

 

Заместитель председателя

Е. Онищенко

 




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали