КОМИТЕТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 02.10.2018 г. N 04-27/10-614

 

Государственной фискальной службе Украины

Копия:

Министерству финансов Украины

В Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики с целью выполнения контрольной функции, предусмотренной статьей 14 Закона Украины "О комитетах Верховной Рады Украины", на основании многочисленных обращений плательщиков налогов проведен анализ практики применения норм Налогового кодекса Украины относительно формирования налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

По результатам проведенного анализа установлено, что Государственная фискальная служба Украины своим и письмами-указаниями допускает изменение сути отдельных прямых норм Налогового кодекса Украины, что приводит к нарушению контролирующими органами законных прав плательщиков налогов, в частности права на формирование налогового кредита.

Так, для учета в работе при организации проверок Государственная фискальная служба Украины письмом от 08.12.2017 г. N 34124/7/99-99-14-02-01-17 за подписью и. о. Председателя Государственной фискальной службы Украины М. Продана направила в контролирующие органы указания относительно установления дополнительных требований для формирования налогового кредита по налогу на добавленную стоимость. В частности, названным указанием устанавливается, что "квалифицирующим условием для внесения сумм налога в состав налогового кредита является именно поставка товаров/услуг" и "даже после 1 июля 2017 года в состав налогового кредита могут быть отнесены только те суммы налога на добавленную стоимость, которые соответствуют налоговым накладным, составленным по операциям по поставке товаров/услуг".

Такие утверждения не согласуются с общими правилами формирования налогового кредита, определенными Налоговым кодексом Украины. В частности, не учитывается норма пункта 198.2 статьи 198 Налогового кодекса Украины относительно правила первого события определения даты, когда у плательщика налога возникает право на налоговый кредит, а также норма пункта 198.3 статьи 198 Налогового кодекса Украины, в соответствии с которой начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, начали ли использоваться товары/услуги в облагаемых операциях в рамках осуществления хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также оттого, осуществлял ли плательщик налога облагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

Вместе с тем абзацем третьим пункта 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины определено, что для покупателя товаров/услуг единственным достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся в налоговый кредит, которое не нуждается в каком-либо другом дополнительном подтверждении, является налоговая накладная и/или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке таких товаров/ услуг, после 1 июля 2017 года в Едином реестре.

Позиция Государственной фискальной службы Украины, изложенная в упомянутом письме, полностью повторяет позицию, которая была сформирована в письмах от 24.02.2017 г. N 4757/7/99-99-14-02-02-17 (Лист N 4757/7/99-99-14-02-02-17), от 14.08.2017 г. N 21664/7/99-99-11-04-04-17, до введения процедуры приостановления регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (далее - Единый реестр) в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее - СЭА НДС).

Вместе с тем принцип функционирования СЭА НДС заключается в том, что система разрешает регистрацию налоговых накладных, которые в дальнейшем станут основанием для формирования налогового кредита, исключительно на общую сумму налога, обеспеченную "живыми средствами", уплаченными в бюджет. Этим достигается баланс налоговых обязательств и налогового кредита СЭА НДС.

Кроме того, одновременно с введением в действие абзаца третьего пункта 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины и с целью недопущения регистрации в Едином реестре налоговых накладных, к которым или к плательщикам налога, которые их составили, существуют претензии контролирующих органов, Налоговым кодексом Украины введена процедура приостановления регистрации налоговых накладных в Едином реестре.

Введение такой процедуры направлено на недопущение регистрации в Едином реестре налоговых накладных, составление которых не связано с проведением "реальных" операций по поставке товаров/услуг, в том числе составленных "фиктивными" плательщиками, с неправомерным использованием средств электронной цифровой подписи, лицами, которые признаны судом виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса Украины. Для выявления таких налоговых накладных законодательством введена система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков (Постановление КМУ от 21.02.2018 г. N 117 (Постанова N 117)).

Таким образом, новая система электронного администрирования налога на добавленную стоимость, при условии се корректного применения, гарантирует, что все зарегистрированные в Едином реестре налоговые накладные являются безусловным основанием для обоснованного формирования налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, что и предусмотрено абзацем третьим пункта 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины.

В условиях действия абзаца третьего пункта 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины, обеспеченного введением процедуры приостановления регистрации налоговых накладных в Едином реестре, контролирующие органы должны концентрировать свое внимание на проверке полноты и своевременности начисления и уплаты налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость.

То есть с введением СЭА НДС и процедуры приостановления регистрации налоговых накладных в Едином реестре Налоговым кодексом Украины была полностью изменена процедура администрирования налога на добавленную стоимость, при этом оставлены без изменений правила формирования налогового кредита. С изменением системы администрирования налога на добавленную стоимость Государственная фискальная служба Украины должна была изменить и методы работы контролирующих органов относительно проверки полноты и своевременности начисления и уплаты налога на добавленную стоимость плательщиками данного налога, а не подстраивать старые подходы к новым требованиям Налогового кодекса Украины.

Издание Государственной фискальной службой Украины писем-указаний, наподобие упомянутых выше, и дальнейшие действия контролирующих органов на основании таких писем противоречат требованиям статей 191 и 20 Налогового кодекса Украины, поскольку должностные (служебные) лица Государственной фискальной службы Украины законом не наделены полномочиями относительно установления правил администрирования налогов, отличных от предусмотренных Налоговым кодексом Украины.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, руководствуясь статьей 14 Закона Украины "О комитетах Верховной Рады Украины" в пределах выполнения контрольной функции,

предлагает Министерству финансов Украины на основании пункта 52.6 статьи 52 Налогового кодекса Украины провести анализ упомянутых обстоятельств и предоставить обобщающую налоговую консультацию по вопросу, указанному в настоящем письме,

и обращает внимание руководства Государственной фискальной службы Украины на недопустимость превышения полномочий должностными лицами контролирующих органов, в том числе "свободного трактования" норм Налогового кодекса, их искажения и дополнения, и на необходимость:

изменения указанных в настоящем письме методов работы контролирующих органов относительно проверки полноты и своевременности начисления и уплаты плательщиками налога на добавленную стоимость в условиях действия системы электронного администрирования НДС;

приведения указаний ГФС Украины в соответствие с требованиями Налогового кодекса Украины;

обеспечения неуклонного соблюдения норм Налогового кодекса должностными (служебными) лицами контролирующих органов в будущем.

О результатах рассмотрения настоящего письма и принятых мерах в установленный законодательством срок уведомить Комитет.

 

Председатель Комитета

Н. Южанина




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали