МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 12.10.2011 г. N 612-0-2-11/11

Относительно разъяснений положений Закона Украины "О принципах предупреждения и противодействия коррупции"

В связи с письмом <...> Министерство юстиции рассмотрело Ваше обращение <...> относительно разъяснения положений Закона Украины "О принципах предупреждения и противодействия коррупции" (Декларація N 3206-VI) (далее - Закон)и сообщает следующее.

1. Для решения вопроса об отнесении главного бухгалтера предприятия к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения следует исходить из положений статьи 4 Закона (Декларація N 3206-VI), которая применяет два основных критерия определения таких субъектов. Первый -занимание должностей в органах государственной власти, второй - выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 года N 5 "О судебной практике по делам о взяточничестве" определено, что организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители,руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.).

В то же время под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

Таким образом, лица относятся к субъектам ответственности за коррупционные нарушения, если они занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в:

- органах государственной власти, и являются уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (пункт 1 части первой статьи 4 Закона (Декларація N 3206-VI));

- юридических лицах публичного права и получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета и приравнены к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (подпункт "а" пункта 2 части первой статьи 4 Закона (Декларація N 3206-VI)).

Кроме того, должностные лица в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 4 Закона (Декларація N 3206-VI) являются субъектами ответственности за коррупционные нарушения, если такие лица:

- постоянно или временно занимают должности,связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

- специально уполномочены на исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы.

Также субъектами ответственности за коррупционные правонарушения в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона (Декларація N 3206-VI) являются должностные лица юридических лиц и физические лица в случае получения от них лицами, указанными в пунктах 1 (Декларація N 3206-VI) и 2 части первой статьи 4 указанного Закона (Декларація N 3206-VI), неправомерной выгоды.

2. Понятия "неправомерное содействие" и "неправомерное предоставление преимущества",указанные в части первой статьи 6 Закона (Декларація N 3206-VI), применяются к кругу лиц, определенных в пунктах 1 - 3 части первой статьи 4 Закона (Декларація N 3206-VI).

В зависимости от того, соответствуют действия должностных лиц требованиям законов или другим нормативно-правовым актам либо нарушают их, они делятся на правомерные и неправомерные.

Под понятием "правомерные действия" следует понимать действия должностных лиц, соответствующие требованиям законов и других нормативно-правовых актов. В свою очередь неправомерными действиями должностных лиц являются нарушения ими требований законодательства при исполнении своих служебных обязанностей, за что к таким лицам может быть применена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

3. Частью седьмой статьи 5 Закона (Декларація N 3206-VI) предусмотрено, что должностные и служебные лица органов государственной власти, должностные лица местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений обязаны в пределах своих полномочий принять меры относительно прекращения такого правонарушения и немедленно письменно уведомить о его совершении специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции.

В то же время ответственность за несообщение лицом о выявлении им коррупционных правонарушений установлена статьей 1729 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

 

Заместитель Министра юстиции Украины -
руководитель аппарата

А. Седов

 




 
 
Copyright © 2003-2018 document.UA. All rights reserved. При використанні матеріалів сайту наявність активного посилання на document.UA обов'язково. Законодавство-mirror:epicentre.com.ua
RSS канали